Айкидо
Айкидо (яп. 合気道 айкидо:?) — японское боевое искусство, разработанное О-сэнсэем Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создать и разработать боевое искусство, впитавшее в себя все достижения великих мастеров.
Айкидо акцентируется на слиянии с атакой противника и перенаправлении энергии атакующего (в противовес встречи силы силой). В дополнение к физическим техникам и тренировкам, айкидо придаёт особое значение тренировкам сознания, управляемого расслабления, и развития «духа» и силы «ки».
Этимология
Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:
- Ай (яп. 合) — 1. подходить для чего-либо; 2. совпадать, согласовываться; 3. быть правильным; 4. быть выгодным; 5. гармония[1].
- Ки (яп. 気) — «энергия духа, жизненная энергия» (кит. ци);
- До (яп. 道) — «дорога, путь, способ».
История
Ключевым моментом зарождения айкидо можно назвать 1920 год, а местом — Аябэ. 1920 год был для Уэсибы очень драматичным, умер его отец и двое маленьких сыновей. Убитый горем, он искал утешение в религиозном учении Омото-кё, впоследствии оказавшем определяющее влияние на философию айкидо. Утешением для него был и первый додзё, в своём доме он постелил 18 циновок (татами) и начал обучать последователей учения Омото-кё.
Морихэй Уэсиба набирался опыта, расширялась и углублялась программа Академии Уэсибы. Слава о нём как о мастере боевых искусств быстро распространялась. Количество его учеников росло.
В 1922 году Уэсибе удалось убедить своего учителя Сокаку Такэда, у которого он изучал Дайто-рю Айки-дзюдзюцу на протяжении 5 лет (1915—1919), переехать в Аябэ. Следует отметить, что Сокаку Такэда часто разъезжал по Японии и тренировал своих учеников нерегулярно, что не помешало Морихею Уэсибе стать одним из его лучших учеников. После 6 месяцев тренировок в Аябэ Такэда даёт Уэсибе инструкторский сертификат, а сам уезжает.
Постепенно отказываясь от методов тренировок Дайто-рю и Ягю-рю в 1922 Уэсиба создаёт своё собственное будо и называет его Айки-будзюцу.
Способ самопознания
Неправильно будет считать айкидо исключительно системой различных приёмов и принципов.
Основатель айкидо Морихэй Уэсиба изучал несколько направлений традиционного дзю-дзюцу, кэн-дзюцу, а также искусство каллиграфии. На основе полученных знаний он сформировал свою систему — Айкидо, в противовес традиционному бу-дзюцу (искусству убивать). Айкидо - Будо (путь прекращения убийства), учит те же убийственные техники бу-дзюцу, только не с целью убийства, а с целью остановить их, сделать человека сильным, помогать другим, объединить всех людей на основе любви.
Огромное влияние на айкидо оказало религиозное течение Омото-кё и синтоистские учения.
Принципы айкидо
Среди основных принципов айкидо выделяют спиральные движения, центр, вращение и прежде всего динамику
Айки
Айки (яп. 合気?) в переводе с японского означает — «дух единения».
Ай-ки нельзя исчерпать словами, Написанными или произнесёнными. Не занимаясь пустой болтовнёй, Пойми всё на практике. — Уэсиба Морихей |
Дух единения - категория не интеллектуальная, а интуитивная, развивается только опытным путём, и самоанализом. Айкидо развивает не только физические способности, но и духовные качества.
В айкидо нет соревнований [1], а практикуется ката: многократное повторение приёмов, пока они не становятся привычными. Большая часть тренировок проходит в работе с партнёром. Цель таких тренировок — научиться чувствовать партнёра, контролировать время и пространство. Как правило один из партнёров атакует (он называется укэ (яп. 受け?)), а другой защищается (он называется тори (яп. 取り?), ситэ (яп. 仕手?) либо нагэ (яп. 投げ?), в зависимости от школы). Партнёры поочерёдно меняются ролями.
Ма-ай
Ма-ай — гармоничная дистанция, один из важнейших принципов айкидо. Она представляет собой сферу вокруг айкидоки, в пределах которой он в безопасности. Если укэ входит в эту область, у айкидоки два пути: восстановить ма-ай или приступить к выполнению техники. В противном случае возникает угроза поражения. Этот принцип особенно актуален, если укэ превосходит физически или вооружён.
Ма-ай зависит от того, нападает вооружённый или безоружный противник. Соответственно в случае с оружием дистанция должна быть больше.
Вместе с тем «Ма-ай» не всегда означает именно «дистанцию» — а также «безопасное место в пространстве», которое открывается на время удара — большинство «входов» тесно связаны с понятием «Ма-ай» и ведут Нагэ (Ситэ) именно в эту безопасную область/зону. Например Тэнкан-уход от атаки Ёкомэн-учи — дистанция сократилась, тем не менее «Ма-ай» не была нарушена, если Нагэ (Ситэ) обезопасил себя уходом и отводом атакующей руки. «Ма-ай» так же зависит от понятия «Кудзуси» (выведение из равновесия) — чем более разбалансирован Укэ, тем просторнее «Ма-ай», так как из такого положения он не сможет вас атаковать… например ударить второй «свободной» рукой. Нужно выработать в себе способность чувствовать дистанцию, и способность быстро её менять.
Уход с линии атаки
Уход с линии атаки — первое, что должен сделать айкидока при выполнении техники. Айкидока смещается вправо или влево от линии атаки, сближаясь при этом с укэ. Смещение может быть круговым или прямолинейным. Уход за спину противника (наружу) называется сото сабаки, уход внутрь называется ути сабаки.
Ирими и тэнкан
Эти два принципа уходят корнями в древние школы бу-дзюцу. Ирими (омотэ) — прямолинейный вход (сближение со смещением),стихия -Огонь (Ян) тэнкан (ура) — круговой уход, стихия Вода (Инь). Почти все техники айкидо можно выполнить, используя оба этих принципа.
Вход ирими предполагает более решительные действия, тогда как тэнкан позволяет выиграть время, если атака была неожиданной.
Использование «центра»
Работа «центром» — наследие айки-дзюцу, это скоординированная во времени и пространстве работа тела, рук, ног, усиленная правильным дыханием. Тело айкидоки фактически превращается в единое целое, уменьшается роль рук, основную работу по проведению техники выполняют ноги. Большое значение имеет правильная стойка и правильные перемещения. Не допускаются неоправданные наклоны, тело во время выполнения техник следует держать как можно прямее. Наге не только работает своим центром, но и сам должен стать центром, вокруг которого движется Укэ.
Точка суми
Суми (яп. 隅・角 суми?, букв. «внутренний угол») — направление для выведения из равновесия (кудзуси) укэ. В отличие от дзюдо и дзю-дзюцу, где также используется суми (например, при выполнении броска суми-отоси), в айкидо практикуется не силовое выведение из равновесия, а используется в большей степени инерция нападающего, а также физиологические особенности человека. Человека можно представить как пирамидку с четырёхугольным основанием, где два угла (суми) будут «заполнены», а два «пустыми». Используя голову, руки, ноги нападающего как систему рычагов, айкидока вынуждает укэ к падению, при этом центр тяжести укэ смещается в маэ-суми (передний пустой угол) или усиро-суми (задний пустой угол). Иногда во время выполнения техники центр укэ смещается в маэ и усиро суми несколько раз. Хорошо проведённое выведение из равновесия по направлению суми приведёт к падению укэ. Это является основой базовых техник айкидо.
действие | мастер дзюдо | мастер айкидо |
---|---|---|
когда противник тянет | толкает | входит |
когда противник толкает | тянет | поворачивается |
Укэми
Укэми — самостраховка при падении. С самого первого занятия, начинающих айкидок обучают правильному падению, дабы избежать травм при последующем изучении техник. Различают маэ-укэми (самостраховка вперёд), усиро-укэми (самостраховка назад), ёко-укэми (боковая самостраховка).
Маэ-укэми и усиро-укэми могут выполняться из позиции стоя (тати-ваза) и из позиции киза (сувари-ваза). Существуют также хантэн-укэми (перекат на спине с отбивом рукой) и тоби-укэми («высокая самостраховка», прыжок). Укэми - это не только самостраховка, но и способ передвижения.
Осаэ
Осаэ — контроль (удержание), обычно завершающий этап приёма: перехват инициативы — вход (ирими) или поворот корпуса (тэнкан) — выведение укэ из равновесия (кудзуси) — проведение техники (какэ) — контроль. Чаще всего техника заканчивается приёмом удержания (осаэ-вадза), но также может заканчиваться броском (нагэ-вадза). Контроль позволяет нейтрализовать агрессора и исключить его повторные атаки.
Атэми
Атэми — это разновидность ударной техники. В разных школах айкидо «Атэми» трактуют и применяют по разному, но тем не менее есть и общие признаки:
1. «Атэми» — это вспомогательная техника для перехода к основной: броску или контролю (удержанию). 2. «Атэми» — это не обязательно удар в голову — удар по кисти, в выключенный локоть, в бицепс, по плавающим рёбрам — всё это тоже разновидности «Атэми». 3. Целью «Атэми» не является 100%-е поражение Укэ при помощи только удара (травма, нокаут).
В зависимости от цели Атэми делятся на пять основных видов:
1. Отвлечение внимания Укэ для проведения основного действия (Дори, Кудзуси, Кансецу, Нагэ) — ложный удар, финт. 2. Быстрый удар без вложения центра — поддержание инициативы в «слабых точках» (яп. Суки), где противник может провести контртехнику или второй удар. 3. Атэми как вид болевого воздействия на суставы (яп. Атэ-Кансэцу) — например, удар в плечо, подбородок снизу, в выключенный локоть или согнутую кисть. 4. Атэми как Кюсё — быстрое нажатие на болевую точку с короткой дистанции, например, тычок пальцем в «ямку» под кадыком. 5. Атэми как бросок (например, Атэ-Тэнчи-Нагэ). Здесь Атэми может служить как способ выведения из равновесия для броска или же наоборот завершать технику после того, как Укэ уже лишён равновесия.
Оружие в айкидо
В айкидо характеристики оружия регламентированы, как в классических школах (корю). Каждый выбирает себе оружие, а потом партнёру, исходя из своих физических возможностей, а также и из того, насколько им сбалансированно и удобно можно нанести удар партнёру.[2] Работа с оружием - вспомогательный раздел Айкидо, необходимый для отработки культуры передвижений и работы рук. Так как все техники без оружия основаны на правильном подъёме/опускании рук (удар Шомен Учи), и удержании Центральной линии по отношению к партнёру.
Разные школы айкидо используют в обучении следующие типы оружия:
- Катана — японский длинный меч. Так как приобрести боевую катану затруднительно, в основном в продажу поступают цинковые — не острозаточенные катаны, которые используются редко, и, в основном, для демонстрации техник мастерами и учениками.
- Боккэн — деревянный меч для тренировок. Был введён в обиход мастером меча Миямото Мусаси для тренировок. Также его использовали в поединках, чтобы не убивать своего соперника. Хотя в умелых руках боккэн (который ещё называют бокуто) убивал и наносил увечья не хуже отточенной катаны.
- Дзё — деревянный шест обычно длиной 128 см (в некоторых школах длина дзё может отличаться) и 24—26 мм диаметром.
- Танто — кинжал длиной до 30 см.
- Вакидзаси — короткий меч.
- Бо — японский посох из дерева или металла. Отличается от Дзё, в основном, по длине. Длина Бо как правило, должна быть примерно равна расстоянию от пола до подбородка бойца.
- Нагината — японский аналог алебарды.
Система рангов в айкидо
Система рангов в айкидо, как и в других японских боевых искусствах, состоит из ученических (кю) и мастерских (дан) степеней. Ученических степеней изначально 6 (с 6 по 1 кю), но в детских группах может быть до 10 ученических степеней (с 10 по 1 кю). Кроме того, количество ученических степеней в различных направлениях айкидо также может варьироваться - например, в реальном айкидо их 5 - с 5 по 1 кю. Для получения очередной ученической степени, айкидока должен посещать тренировки в течение 2-6 месяцев, освоить техники на желаемый кю и сдать экзамен, показав хороший уровень владения техниками. Обычно экзамены проводятся два раза в год.
Ниже в таблице приведены адаптированные для России сроки сдачи экзаменов на дан в Айкидо Айкикай, так как в Хомбу Додзё срок прошедший после сдачи предыдущего экзамена может быть меньше, а возрастной ценз ниже.
ранг | название | звание | минимальный возраст | минимальное время после предыдущего экзамена | условие получения |
---|---|---|---|---|---|
досю | присуждается главе федерации Айкидо Айкикай | ||||
10-й дан | дзю-дан | сихан | присуждался только О-сэнсэем | ||
9-й дан | ку-дан | сихан | образцовая техника и духовные качества | ||
8-й дан | хати-дан | сихан | за особые заслуги | ||
7-й дан | сити-дан | сихан | исключительная техника | ||
6-й дан | року-дан | сихан | развитие айкидо в мире | ||
5-й дан | го-дан | сидоин | развитие айкидо в национальном масштабе | ||
4-й дан | си-дан | сидоин | 25 лет | 4 года после 3 дана | свободная техника, написание эссе |
3-й дан | сан-дан | фукусидоин | 21 год | 3 года после 2 дана | ведение группы айкидо, знание всей техники |
2-й дан | ни-дан | фукусидоин | 18 лет | 2 года после 1 дана | написание статьи об айкидо, техника против ножа |
1-й дан | со-дан | 15 лет | 1 год после 1 кю | знание базовой техники без оружия |
Стили айкидо
Основатель Айкидо говорил: "Сколько людей, -столько, и Айкидо". Уэсиба преподавал в течение более чем 40 лет, и за это время айкидо эволюционировало от крайне жёсткого Дайто-рю Айки-дзюдзюцу до «ненасильственно-мягкого» Айкидо Айкикай. Эффективная в реальной схватке разновидность джиу-джитсу со временем превратилась в философско-эзотерическое учение об установлении равновесия во Вселенной с элементами боевого искусства. На протяжении нескольких десятков лет понимание айкидо самим О-Сэнсэем существенно переосмысливалось. На разных этапах жизни Уэсибы его ученики сами открывали собственные школы и преподавали то айкидо, в каком виде они переняли его от своего учителя. |
И хотя сам Основатель стремился избежать создания различных стилей, тем не менее это произошло. Уэсиба преподавал в течение более чем 40 лет, и за это время айкидо эволюционировало от крайне жёсткого Дайто-рю Айки-дзюцу до «ненасильственно-мягкого» Айкидо Айкикай. Эффективная в реальной схватке разновидность джиу-джитсу со временем превратилась в философско-эзотерическое учение об установлении равновесия во Вселенной с элементами боевого искусства. На протяжении нескольких десятков лет понимание айкидо самим О-Сэнсэем существенно переосмысливалось. На разных этапах жизни Уэсибы его ученики сами открывали собственные школы и преподавали то айкидо, в каком виде они переняли его от своего учителя.
Кроме того, после смерти Морихэя Уэсибы были созданы школы айкидо мастерами обучавшимися не у него непосредственно, а у его учеников. Философские концепции заложенные в духовную основу айкидо были по-разному истолкованы сэнсэями различных стран (а то и вовсе отброшены), что не могло не отразиться на их стиле преподавания. На создание новых стилей также повлиял тот факт, что многие мастера занимались другими боевыми искусствами (например дзюдо, карате) и неоднократно предпринимали попытки интегрировать приёмы из других будо, после чего заявляли о создании нового стиля.
Как следствие — на данный момент в мире насчитывается более 30 самостоятельных направлений.
Айкидо Айкикай
Фонд Айкикай — организация по изучению и популяризации айкидо, созданная непосредственно Кисомару Уэсибой и официально признанная правительством Японии в 1940 году.
В настоящее время, во всём мире насчитывается десятки федераций, в которых стиль айкидо существенно отличается. Поскольку Фонд Айкикай организовал непосредственно сам Уэсиба, который до своей смерти и возглавлял его, то Айкидо Айкикай считается официальным наследником этого боевого искусства и максимально приближён именно к тому айкидо, которое Уэсиба преподавал в свои последние годы.
Основа Айкикай — Всемирная штаб-квартира (хомбу) Айкидо в Токио, главная организация, занимающаяся популяризацией и развитием Айкидо во всём мире. Инструкторы Хомбу додзё направляются в страны Северной и Южной Америки, Европы, Африки и Азии. Независимо от расовой и национальной принадлежности, во всём мире занимается более 1,2 млн человек из 80 стран. И с каждым годом количество их увеличивается благодаря тому, что Айкидо пользуется всё большей популярностью.
Ёсинкан
Основатель стиля Годзо Сиода был одним из первых учеников Морихэя Уэсибы. Этот стиль сохранил «довоенное айкидо» Уэсибы, направленное в первую очередь на решение прикладных задач. Характеризуется сильными, мощными движениями, глубокими стойками, обилием атэми, дозированным применением силы. Большинство приёмов делаются через болевые замки «кансэцу», которым в стиле уделяется большое внимание. Интенсивные тренировки, высокий темп и значительная физическая нагрузка закрепили за Ёсинканом славу так называемого «жёсткого» стиля айкидо.
Ки-Айкидо
Точнее, Син-син-тоицу Айкидо («айкидо с объединённым сознанием и телом») — стиль айкидо, который создал Коити Тохэй, один из самых выдающихся учеников Основателя. Характерной особенностью является бо́льшее внимание на использование энергии «ки». Фундаментальная основа выражена словами: «Мысль движет телом».
Томики-рю
Томики-рю (Сёдокан Айкидо)— направление, основанное Кэндзи Томики, учеником О-сэнсея, который также обучался у Дзигоро Кано. Томики-сэнсэй стремился к «рационализации» тренировочного процесса в айкидо, так же, как Кано-сэнсей действовал в отношении дзюдо, делая его более лёгким для преподавания, особенно в японских университетах. Томики-сэнсэй также считал, что внесение элементов соревнования послужит большей концентрации внимания во время тренировок. Именно эта его позиция послужила причиной разрыва с О-сэнсэем, который был убеждён, что в айкидо нет места соревнованиям. Преподавание Томики айкидо характерно отработками ката (фиксированных форм) на тренировках и спаррингами без оружия или с использованием резинового ножа.
Ивама-рю
Ивама-рю (также известно как Такэмусу Айкидо и Ивама Синсин Айки Сюрэнкай). Несмотря на то, что формально этот стиль числится в Айкидо Айкикай, техника, которую преподавал Морихиро Сайто в Ивама додзе, стилистически достаточно своеобразна, поэтому её принято выделять в самостоятельное направление. Сайто-сэнсэй долгое время был учеником О-сэнсэя, начиная с 1946 года и до самой смерти Основателя в 1969 году Сайто-сэнсэй был человеком, который в течение 23 лет был ути-дэси (внутренний ученик) О-Сэнсэя, он старался сохранить и передать искусство айкидо в той же манере, как ему преподавал О-Сэнсэй. Для этого он систематизировал и строго организовал техники айкидо в структурированную и лёгкую в восприятии методику. Технический арсенал Ивама-рю шире, чем во многих других стилях и много внимания уделяется работе с оружием. В 1989 году ввёл сертификат традиционного стиля для айкикэн и айкидзё. Освоение айкидо начинается с базовых техник с упором на развитие силы кокю, а вариации и непрерывное выполнение техники осваиваются на более позднем этапе. Различия в комплекции не принимаются во внимание, техника должна выполняться одинаково.
Реальное Айкидо
Это современное боевое искусство, очищенное от наносных условностей и максимально приближенное к условиям современной улицы, спонтанного боя. Это очень гибкая, мощная и широко применяемая система самообороны. Реальное Айкидо относится к прикладным боевым искусствам и название говорит только о возможности его применения в критических ситуациях. Создано Любомиром Врачаревичем.
Кокикай
Основатель — Маруяма Сицуэ, обладатель 8 дана в Си-син-тоицу Айкидо, долгое время был учеником Коити Тохэя, пока не решил открыть своё собственное направление.
Четыре основных принципа в Кокикай:
- Удерживайте одну точку для достижения спокойствия;
- Постепенно полностью расслабляйтесь;
- Ищите правильную позицию во всех ситуациях;
- Развивайте позитивное расположение духа.
Кобукан
Основатель: Джордж Оттон (1928—2002). Практиковать восточные единоборства начал под руководством сэнсэя Абэ Кэнсиро в 1950-x. Сэнсэй Абэ, прибывший в Великобританию по поручению Дай Ниппон Бутокукай (Общество Воинской Добродетели Великой Японии) для организации Федерации дзюдо Великобритании, проводя занятия с наиболее продвинутыми учениками Дзюдо, знакомит, а затем и активно развивает учение Будо. На тот момент сэнсэй Абэ преподаёт кэндо, карате, дзюдо и Айкидо.
Джордж Оттон в числе первых и наиболее подготовленных технически учеников, принимает это учение, являясь последователем и активистом, практикующим айкидо и прилагающим все свои усилия для его развития в Великобритании, и остаётся преданным этому пути, стилю и методам преподавания, которые сэнсэй Абэ применял на своих занятиях.
В период реорганизации айкидо в Великобритании сэнсэй Оттон сделал свой выбор в пользу старых принципов изучения будо и его сохранения. В конце 1980-x, согласовав свои намерения с сэнсэем Абэ, Джордж Оттон формулирует своё понимание айкидо как боевого искусства, в результате чего это выливается в создание школы Айкидо Кобукан. Принципы, лежащие в основе этой школы, были одобрены сэнсэем Абэ.
В 2000 году сэнсэй Киндред, получает от основателя школы уровень Менкё Кайдэн.
В 2001 году сертификат Менкё Кайдэн вручается Денису Колесниченко.
Ёсэйкан
нет данных
Сёбукан
нет данных
Ай-рю
нет данных
Рэнсинкай
Основатель Цутому Тида — один из лучших учеников Годзо Сиоды, бывший Главный инструктор Хомбу додзё Ёсинкан, в течение значительного времени преподавал айкидо в Полицейском управлении Большого Токио, 8-ой дан Ёсинкан айкидо. Основал стиль айкидо Рэнсинкай в 2008 году в целях сохранения духа айкидо Годзо Сиоды.
Стиль Рэнсинкай айкидо характеризуется хорошей методической проработкой. Для базового обучения используется набор из шести основных движений — «кихон доса».